Форум любителей пинчеров и шнауцеров

Форум любителей собак пород пинчер и шнауцер
Текущее время: 20-05, 03:18

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Воспитание щенка цвергшауцера
СообщениеДобавлено: 27-12, 16:20 
Не в сети
Baby Class
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22-08, 16:41
Сообщения: 226
Воспитание и дрессировка вашего цвергшнауцера.

Чтобы развить у щенка заинтересованность, активность, смелость, периодически уступайте ему во время игры, имитируйте его победу. Например, позволяйте ему время от времени вытягивать из ваших рук веревку или палочку. В то же время не злоупотребляйте этим. Не позволяйте щенку уверовать, что вы в самом деле боитесь его, что вы слабее его, и тем более не позволяйте ему в пылу борьбы наносить вам покусы, пусть даже в первое время и малоболезненные. Уступая щенку во время игры, поощряя его на активные наступательные действия, в то же время стройте свои взаимоотношения так, чтобы он четко представлял, что вы его хозяин и он должен вас защищать и вам подчиняться. Щенок должен относиться к вам как к "вожаку". Если щенок во время игры переступит границу дозволенности, например, попытается вас укусить, постарайтесь его отвлечь от таких нежелательных поступков, переключив на другое занятие. Если это не удается, примите запретительные меры, вплоть до легкого шлепка ладонью по спинке или легкого удара прутиком или газеткой. В противном случае некоторые щенки и выросшие из них взрослые цвергшнауцеры стараются и в самом деле взять над вами верх и начнут пускать в ход против вас и членов семьи зубы. Нам известны не единичные случаи, когда владельцы щенков и взрослых собак, своевременно не принявшие достаточно активных воспитательных мер, вынуждены были расстаться с собаками, ставшими неуправляемыми ("диктаторами"), опасными в семье и на улице.

Продолжим знакомство с проявлениями условных рефлексов. Если во время подачи команды или жеста (условного раздражителя) на собаку подействует другой, более сильный раздражитель, то условный рефлекс может не проявиться: новый, более сильный очаг возбуждения распространится на центр условного рефлекса и затормозит его. Это следует учитывать при воспитании и начальной дрессировке щенков цвержиков. Первые прогулки и занятия следует проводить в спокойных местах, удаленных от людей, животных и транспортных средств. Сильные раздражители будут вызывать у щенков сильные очаги возбуждения в коре больших полушарий головного мозга и препятствовать образованию условных рефлексов. Если же условия окружающей среды усложнять постепенно, то сильные посторонние раздражители не станут непреодолимыми препятствиями для выработки у щенков необходимых рефлексов и навыков: щенки к ним постепенно привыкнут.

Сущность воспитания щенка и его начальной дрессировки заключается не в том, чтобы научить его садиться, ложиться, стоять и т.п.; они способны это делать по своим природным задаткам, - а в том, чтобы они выполняли подобные действия правильно и по командам (сигналам) хозяина.

От взрослых цвергшнауцеров после дрессировки требуется выполнение довольно сложных и продолжительных действий, к тому же четкое (правильное) и безотказное в любых условиях окружающей среды. А от щенков достаточно того, если они после воспитания и начальной дрессировки станут более дисциплинированными, послушными, выполнять, пусть даже и не совсем четко и безотказно, команды хозяина и как можно меньше допускать нежелательных поступков.

Как уже говорилось, первые уроки дает щенкам мать. Поэтому необходимо создавать суке-матери необходимые условия для их воспитания. Как только щенки встанут на ноги и окрепнут, нужно по возможности выводить суку со щенками на прогулки для ознакомления их со средой обитания. Суку, удаляющуюся со щенками, нужно периодически подзывать к себе командой "Ко мне". Команду следует повторять, чтобы щенки ее запоминали. Вместе с подходящей к хозяину сукой будут подбегать щенки. В этом простом уроке основную роль будет играть подражание матери. Через несколько дней после повторения занятий, щенки по команде "Ко мне" будут с матерью подбегать к хозяину. Команда "Ко мне", играющая важную роль в общении хозяина с собакой, станет для щенков первой усвоенной ими командой.

Во время прогулки щенки получат от матери наглядные уроки правильного поведения во дворе при встрече с незнакомыми предметами и людьми. Важно только, чтобы прогулки не были очень продолжительными, не переутомляли щенков и окружающая обстановка была спокойной. Внезапная встреча щенков с резкими раздражителями (злобными собаками, проезжающими автомашинами и др.) могут сильно испугать цвержат.

Главная задача владельца щенка цвергшнауцера - продолжить материнское воспитание, с тем чтобы максимально подготовить его по достижении 8-10-месячного возраста к успешному усвоению общего курса дрессировки (ОКД), а в дальнейшем того или иного курса специальной дрессировки.

Выдающийся отечественный кинолог В.В.Языков, разработавший в середине 20-х годов основы научной дрессировки служебных собак, писал: "...Я считаю, что способности собаки к служебной работе состоят из 60 процентов правильного воспитания и 40 процентов правильной последующей дрессировки..."

Если даже допустить, что автор преувеличил процентное соотношение в пользу воспитания, то все же нельзя не согласится с его утверждением о большом значении воспитания в период выращивания щенка. Поэтому глубоко неправы те собаководы, которые недооценивают или, больше того, игнорируют значение воспитания, полагая, что упущенное в щенячьем возрасте можно компенсировать, наверстать, когда он вырастет и поступит в дрессировку.

Многолетней практикой доказано, что если не заниматься правильным воспитанием щенка, то у него неизбежно будут вырабатываться вредные навыки, привычки, многие из которых станут навязчивыми, трудноисправимыми, а то и вовсе не исправимыми. Так, например, некоторые щенки и выросшие из них взрослые цвергшнауцеры при малейшем возбуждении начинают лаять и делают это продолжительное время, несмотря на запрещающие команды и другие действия хозяев. Так же себя ведут многие собаки в случае, если владелцы привязывают их и уходят в магазин, мастерскую и т.п. Довольно распространенной привычкой собак является навязчивое стремление играть с поводком и грызть его и прыгать на хозяина, опираясь на него передними лапами, часто грязными. Если на это не обращать внимания в щенячьем возрасте, то такие привычки закрепляются и приобретают характер порока поведения, от которого страдает не только хозяин, но и окружающие люди.

Следует также учитывать, что в щенячьем возрасте, особенно по достижении 3-4-месячного возраста, организм щенков, в том числе и их центральная нервная система, очень восприимчива к воспитывающим воздействиям со стороны хозяина и упускать это благоприятное время неразумно. Так, например, подавляющее большинство щенков с первых же дней занятий с ними с большой охотой бегают за бросаемыми палочками, мячами и другими игрушками, хватают их в пасть и тянут к себе. Все эти простейшие начальные навыки понадобятся в период общего курса дрессировки (ОКД) по апортировке (подноске к хозяину бросаемых им палочек и других апортировочных предметов). В то же время многие собаки, не прошедшие в щенячьем возрасте такую предварительную подготовку, в период последующего ОКД не проявляют заинтересованности к апортировочным предметам и упорно не желают заниматься апортировкой. То, чего легко можно было бы добиться от щенков, позже потребует от дрессировщика больших усилий, а то и вовсе станет недостижимым.

Особенно трудно отучить взрослую собаку не поднимать с земли, не грызть и не заглатывать кости и другие пищевые отбросы. В основе таких поступков лежит заложенный в собаках за предшествующую длительную историю их предков инстинкт поиска корма, заготовки его впрок. Поэтому, даже если собака и сыта, она с удовольствием схватит и погрызет выброшенную кем-то кость и попытается зарыть ее в землю. Сделает она так, если ее от этого естественного для нее поступка своевременно не отучили. Такая собака не может "понять", почему раньше попытки хватать и грызть пищевые отбросы сходили ей с рук, а теперь хозяин запрещает воспользоваться найденной добычей. Естественно, она будет сопротивляться, а то и пустит в ход зубы. В щенячьем же возрасте выработка навыка не поднимать и не грызть пищевые отбросы достигается значительно легче и быстрее.

Провести четкую грань между воспитанием щенка цвергшнауцера и начальной его дрессировкой практически невозможно. Однако они весьма разняться по своим задачам и методике осуществления. Особенно резко отличается воспитание щенка от дрессировки взрослой собаки (ОКД). Общим для воспитания и дрессировки является то, что они основаны на психофизиологических закономерностях поведения собак и направлены на выработку у животных полезных для человека навыков, привычек и недопущение ненужных, вредных действий. Существенное же различие между ними заключается в следующем.

При воспитании щенка ставится задача выработать у него общие начальные полезные для человека навыки, делающие его послушным в повседневном обращении и являющиеся основой последующей начальной дрессировки, а затем, когда щенок станет взрослой собакой, - основой успешной общей (ОКД) и специальной (защитно-караульная, розыскная и др.) дрессировок. Таким образом, воспитание направлено на выработку начального общего послушания, основных элементов дисциплинированности, отнюдь не доведенных до полного совершенства. Дрессировка же собак позволяет вырабатывать у них четкие, безотказные навыки не только общего послушания, а и общего (ОКД) и специального курса дрессировок, позволяющие использовать их на той или иной службе (работе).

Необходимо учитывать, что щенок цвергшнауцера по своему развитию и поведению резко отличается от взрослой собаки. Он еще недостаточно сформировался и окреп, его жизненный опыт невелик. Во время прогулок и занятий щенок быстро устает, резко реагирует на сильные внешние раздражители (посторонних людей, животных, транспортные средства). К тому же щенки существенно отличаются друг от друга в зависимости от возраста. Поэтому воспитание и начальную дрессировку каждого щенка следует осуществлять строго индивидуально, с учетом возрастных особенностей. Так, например, до 3-месячного возраста щенков выводят на поводке со шлейкой, а с 3-4- месячного возраста их можно выводить и на поводке с ошейником, так как дергание поводком с ошейников щенками переносится очень болезненно.

Все воздействия на щенков, особенно до 3-4-месячного возраста, должны быть щадящими. Механические воздействия на щенков (нажимы ладонью на участки тела, воздействие поводком и др.) можно применять, но редко, когда без них обойтись нельзя, и, кроме того, осторожно. Так, например, если щенок совершает нежелательное действие (побежит за птицей и др.), нужно отвлечь его от этого, переключая его внимание на другое занятие, например игру. Чаще применять для выработки нужных навыков не механические воздействия, а лакомство, игры, подражание действиям других, обученных собак. Если щенок попытается вцепиться зубами в гардину или штору или уже сделал это, нужно его немедленно отвлечь игрой и лишь в случае неоднократных безуспешных попыток прибегнуть к легкому удару по спине газетой с одновременной запрещающей командой "Фу".

Значительные по силе болезненные удары и даже излишне громкие запрещающие команды могут испугать вашего маленького питомца, а при неоднократном повторении нарушить контакт между вами и им и превратить его в трусливое животное.

С 3-4-месячного возраста в качестве безусловных раздражителей при выработке тех или иных рефлексов, навыков чаще прибегают к умеренным механическим воздействиям на щенка (нажимы ладонью на участки тела, легкие натяжение и рывки поводка с ошейником и др.). По выполнении команд периодически, вначале чаще, а затем реже, но во всех случаях немедленно произнеся поощряющее восклицание "Хорошо", дают лакомство.

Постепенно увеличивайте продолжительность упражнений и повышайте требования к вашему маленькому цвергшнауцеру, но ни в коем случае не пытайтесь достигнуть безотказных и четких действий, как со взрослой собакой.

Не злоупотребляйте занятиями со щенком: это приведет к переутомлению щенка, потере возможности вырабатывать и совершенствовать нужные навыки, а при чрезмерной перегрузке щенок может заболеть ("срыв" высшей нервной деятельности). При выраженной общей усталости прекратите занятия до следующего дня.

Для предупреждения переутомления и повышения эффективности упражнений прибегайте к регулярным, 5-7-минутным перерывам, во время которых предоставьте щенку возможность побегать, порезвиться. Перерывы нужно делать, если щенок начинает зевать, теряя интерес к занятиям. Старайтесь всячески поддерживать заинтересованность щенка в упражнениях с помощью игр.

Воспитание и начальная дрессировка щенков, выработка у них необходимых навыков достигаются четырьмя основными методами: механическим, вкусопоощрительным, контрастным и подражательным.

При механическом методе для выработки условного рефлекса условный раздражитель, например команда "Стоять", сопровождается и подкрепляется безусловным механическим раздражителем, например, нажимом ладонью под живот собаке снизу вверх, а выполненное действие поощряется поглаживанием собаки. Этот метод довольно эффективен. С его помощью рефлексы вырабатываются быстро, они устойчивы. Но есть навыки, к которым данный метод неприменим, например, навык выборки собакой вещи или человека по его запаху.

Пользоваться этим методом следует осторожно, не допуская сильных болевых воздействий, так как они могут вызвать у цвергшнауцера боязнь дрессировки и нарушить установленный между ними контакт.

При вкусопоощрительном методе после условного раздражителя, например команды "Ко мне", дрессировщик в качестве безусловного раздражителя применяет лакомство, показывая его в своей руке, а после того как собака подбежит, отдает ей лакомство. В данном случае условные рефлексы вырабатываются быстро и на продолжительный срок, но они менее устойчивы, чем при механическом методе. Кроме того, указанным методом нельзя выработать все необходимые навыки. Вкусопоощрительный метод особенно эффективен при воспитании и начальной дрессировке щенков.

При контрастном методе после условного раздражителя, например, команды "Стоять", применяется безусловный механический раздражитель: нажим ладонью под живот снизу вверх, а после того как собака выполнит команду, ее правильные действия подкрепляются дачей лакомства. Этот метод наиболее эффективен и применяется чаще других, так как позволяет довольно быстро вырабатывать устойчивые условные рефлексы (навыки), поддерживать постоянный интерес собаки к работе и способствует укреплению контакта с дрессировщиком. При подражательном методе необходимые навыки вырабатываются на основе врожденной способности собак подражать действиям сородичей, а в отдельных случаях и человеку. Так, например, для выработки навыка преодоления по команде препятствий щенок или необученная взрослая собака пускается по команде на препятствие вслед за обученной собакой. Этот метод особенно часто применяется при воспитании и начальной дрессировке щенков.

Познакомив вас с основами психофизиологии поведения собак, переходим к более конкретному и полному изложению методов и приемов воспитания и начальной дрессировки щенков.

Воспитанием щенка и последующей его начальной дрессировкой необходимо заниматься с первого дня отъема его от матери и до 8-10-месячного возраста, когда приступают к систематическому общему курсу дрессировки (ОКД). После отъема от матери и разлучения со сверстниками щенок нуждается в постоянном общении с людьми. Ведь он принадлежит к числу стайных животных, которые в природных условиях живут, добывают пищу и защищаются от врагов в коллективе (стае). К тому же - в первые дни щенок цвергшнауцер очень болезненно переносит разлуку со своими родичами. Поэтому забота о щенке, ласковое с ним обращение должны проявляться с первого дня его появления в вашем доме.

Сначала щенок будет скучать, пытаться забраться к вам на колени, на диван или кровать. Он будет настойчиво игнорировать, избегать отведенного для его отдыха места и даже скулить. Несмотря на это, не позволяйте себе расслабится, а ласково, но достаточно твердо продолжайте воспитывать щенка. Не берите его на руки, не укладывайте на диван или кровать. В то же время при сильном беспокойстве щенка погладьте его на полу, успокойте и немного поиграйте с ним. Разрешайте щенку полежать у ваших ног, когда вы работаете или отдыхаете, сидя в кресле или на стуле.

Как говорилось ранее, успешное воспитание щенка возможно лишь в том случае, если у него будет один хозяин. Он должен ухаживать за щенком, чистить и кормить его, выгуливать для отправления естественных надобностей, систематически гулять с ним и заниматься воспитанием и начальной дрессировкой. Остальные члены семьи могут для этого привлекаться лишь в случаях, когда хозяин цвергшнауцера болен или в отъезде.

Попытки заниматься воспитанием щенка в семье по очереди или даже лишь двумя людьми обречены на провал: у каждого человека свой характер и опыт, свои представления о методах и приемах воспитания, и щенок не сможет приспособиться к такому разнообразию. Оправданным исключением из этого правила может быть лишь умелое пресечение членом семьи в отсутствие хозяина явно недозволенных поступков щенка, например, если он грызет или рвет домашние вещи и др. Допустимы также при необходимости кормление щенка, выгуливание, прогулки щенка с членами семьи, однако не часто.

Необходимо придавать должное значение выбору площадки для занятий со щенком. На ней не должно быть режущих и колющих предметов, бытовых отходов. Нельзя без особой надобности заставлять щенка садиться и тем более ложиться на загрязненную землю.

Большую ошибку допускают собаководы, полагающие, что воспитание щенка цвергшнауцера заключается лишь в выработке у него навыков на команды "Ко мне", "Сидеть", "Лежать" и др. Основную массу полезных навыков щенок вырабатывает в период его чистки, кормления, выгуливания и особенно во время прогулок.

Во время прогулок, постепенно увеличивающихся по времени и различающихся по маршрутам, щенок имеет возможность встречаться с различными предметами, животными, людьми и транспортными средствами. Он непрерывно принюхивается к встречаемым на его пути запахам, ориентируется на местности, привыкает спокойно реагировать на различные раздражители, избегать опасностей.

Первые прогулки совершаются в спокойных, малолюдных местах, затем в более оживленных, и, лишь по мере накопления щенком опыта, выходят с ним на многолюдные улицы. Очень полезны прогулки в поле и лесу.

Если подъезд вашего дома выходит на улицу, загруженную людьми и транспортными средствами, то первые прогулки проводите ранним утром. В противном случае щенок может сильно испугаться. Испуганного щенка нужно погладить и успокоить, постараться отвлечь игрой и, изменив маршрут, незаметно подвести цвержика к испугавшему предмету, дать ему возможность его понюхать, убедиться, что он не представляет опасности. Если и после этого щенок не успокоится, можно попытаться отвлечь его внимание и успокоить дачей лакомства.

Хотя все щенки должны получить обязательный для них воспитательный минимум, необходимо варьировать приемами воспитания в зависимости от того, для какой цели он выращивается. Нельзя допускать, чтобы посторонние люди, в том числе и ваши близкие знакомые, щенков ласкали: с ними играли и их кормили, если вы хотите, чтобы ваш взрослый цвергшнауцер серьезно охранял и ваши вещи , и ваш дом.. Ко всем посторонним людям такие щенки должны после 3-4-месячного возраста относится незаинтересованно, спокойно, а в дальнейшем, по мере увеличения их возраста, и настороженно. Щенки не должны проявлять как страха, так и злобы. Поэтому не мешайте настораживаться и даже кратковременно облаивать входящих в квартиру или во двор посторонних людей. В то же время не разрешайте посторонним людям проявлять к щенкам выраженных угрожающих действий: при неоднократном повторении таких действий у собак вырабатывается повышенная злобность или, хуже того, выраженная трусливость. У сильно злобных собак трудно вырабатывается выдержка, их трудно готовить для выборки вещей и людей по запаху, они, сильно перевозбуждаясь, чаще других собак не в состоянии быстро отдифференцировать запаховый след искомого человека от других встречаемых на маршруте запаховых следов и зачастую теряют след. Трусливые же собаки к дрессировке вовсе не пригодны.

Если выращиваемым щенкам в дальнейшем предстоит дрессировка и служба, не требующие проявления активно-оборонительной реакции, они ко всем людям должны относиться ласково (поисково-спасательная, рудорозыскная службы и др.), и необходимость в запрете посторонним людям ласкать таких щенков отпадает. Как говорилось ранее, на организм животного постоянно воздействуют различные раздражители как из окружающей внешней среды, так и из внутренней, то есть из самого организма, например боль от переполнения кишечника газами, сигналы о недостатке в организме питательных веществ и воды, сопровождаемые ощущениями голода и жажды, и др. Такие внутренние раздражители оказывают большое влияние на поведение собаки.

Они могут ухудшать работу собак, а сильные проявления побуждают ее отказаться от работы. Поэтому каждый раз перед началом воспитательной дрессировки нужно выгуливать щенков для освобождения от мочи и кала, убедиться, что щенок здоров, его ничто не беспокоит. В противном случае внутренние раздражители и позывы, а также боль будут отвлекать щенка, мешать выработке условных рефлексов.

Нельзя заниматься дрессировкой вскоре после кормления щенка, так как он достаточно сыт и не заинтересован в лакомстве. Кроме того, переполнение желудка будет мешать работе. Вместе с тем нельзя работать со щенком, если он сильно проголодался. Чувство голода будет направлять все его устремления на поиск пищи и отвлекать от нормальной работы.

Поведение животных, их активность зависят также от их физического развития и натренированности. Собаки недостаточно развитые, нетренированные плохо поддаются воспитанию и начальной дрессировке. О таких щенках создается впечатление, что они непонятливые, тупые. К тому же они быстро устают и могут вовсе отказаться от работы.

Большое влияние на поведение и работоспособность собак оказывают половые инстинкты. Кобели в присутствии пустующих сук (в период их течки), а также при встрече с запаховыми следами таких сук сильно отвлекаются и до тех пор, пока их не отведут на другой участок, они не способны нормально работать. Перестают работать также и многие пустующие суки, особенно при появлении вблизи кобелей. Поэтому пустующих сук нельзя допускать на дрессировочные площадки, соревнования и выставки.

Кобели, в том числе и половозрелые взрослые щенки, безошибочно определяют по запаху наличие у сук течки и после этого сильно возбуждаются и отвлекаются. Факторы внешней среды постоянно изменяются и отражаются на поведении собак. Они могут быть благоприятными и неблагоприятными для воспитания и начальной дрессировки щенков.

Достаточно сильно влияет на собак температура воздуха. Сильная жара вызывает перегревание организма: собаки не имеют на коже потовых желез и не могут осуществлять терморегулирование температуры тела с помощью потоотделения. В жару собаки вынуждены усиленно дышать, с раскрытым ртом и вывалившимся языком, используя влажную поверхность рта и языка для охлаждения и снижения температуры тела. Особенно тяжело переносят собаки высокую температуру воздуха, сопровождаемую повышенной влажностью. Если этого не учитывать и не принимать профилактических мер, то у собаки может наступить перегревание организма и тепловой удар. Наружной оптимальной температурой воздуха, при которой не возникает затруднений для проведения дрессировки собак, является +15-25С. Для щенков, в зависимости от их возраста, этот благоприятный температурный предел соответственно меньший, чем у взрослых собак.

Нередко от собаководов, особенно недостаточно опытных, можно услышать жалобы, что им достался трудный щенок с дурными наклонностями. В подтверждение этому приводятся такие факты, как слизывание и поедание щенками штукатурки, встречаемых на прогулке пищевых отбросов и даже кала,

царапание и грызение обоев, мебели, обуви, попрошайничество возле стола во время приема людьми пищи, упорное стремление забираться на диван, кровать и кресло, нападать на птицу и др.

Конечно, отрицать того, что по своим наследственным задаткам собаки, так же как и люди, рождаются со своими индивидуальными особенностями, нельзя. Вследствие этого одни щенки поддаются воспитанию и начальной дрессировке легче, другие труднее. Взрослые собаки также отличаются по своим способностям к дрессировке и несению службе (работе). Однако, несмотря на эту закономерность, все же винить в дурных поступках следует не щенка, а его хозяина. Щенки с дурными наклонностями и тем более поступками не рождаются, а вырастают от недостаточного за ними наблюдения, неполноценного кормления и плохого воспитания.

При поедании щенком штукатурки, пищевых отбросов и нечистот необходимо прежде всего выяснить, достаточно ли он получает с кормом необходимых минеральных веществ, и если нет, увеличить минеральную подкормку, обратив внимание не только на количество даваемых минеральных веществ, но и на их ассортимент. Организм ежедневно должен получать в достаточном количестве кальций, фосфор, микроэлементы и другие минеральные вещества. Если, несмотря на принятые меры, в том числе и выполненные советы ветеринарного врача, щенок продолжает поедать штукатурку, пищевые отбросы и нечистоты, слизывать и поедать землю и др., нужно принять предупредительные воспитательные меры. Заранее разложите по маршруту прогулки кости, кусочки мяса и т.п., обозначив эти места незаметными для щенка ориентирами (ветками, палочками и др.). Ведя щенка на прогулке на поводке, внимательно наблюдайте за ним и, как только он попытается схватить кость и т.п., немедленно произнесите запрещающую команду "Фу" и произведите не резкий, но достаточно чувствительный рывок поводком. В течение прогулки повторите эти действия 2-3 раза.

Часто щенки царапают и грызут штукатурку, обои и мебель от безделья, когда их на длительное время оставляют в квартире одних. Поэтому старайтесь по возможности не оставлять щенков одних, особенно молодых, на длительное время. Если все же вы вынуждены это сделать, не забывайте оставить им игрушки. При попытке щенка совершить в вашем присутствии указанные нежелательные действия, а также забраться на диван, кровать и др. немедленно произнесите запрещающую команду "фу" и постарайтесь отвлечь щенка игрой, а если щенок не выполнит команды, нанесите ему легкий удар по спинке газетой.

Многие щенки любят прыгать на хозяина, опираясь на него передними лапами. Столь дурная привычка особенно неприятна в плохую погоду, когда лапы сильно загрязнены. Для предупреждения ее прежде всего при даче щенку лакомства не поднимайте его высоко, чтобы щенок не подпрыгивал за лакомством и не опирался на вас лапами. Если же привычка уже начала проявляться, то пресекайте ее немедленно запрещающей командой "Фу", а при неоднократном проявлении и легким ударом по спинке.

Чтобы щенок не попрошайничал во время приема пищи людьми, нужно его до этого накормить, а каждую попытку приблизиться к столу для попрошайничества немедленно пресекайте командой "Место", добиваясь, чтобы он отошел на место своего отдыха. Если щенок не выполнит команду, нужно ее повторить и отвести щенка на место отдыха.

Уделите особое внимание правильному реагированию щенка на встречи с незнакомыми людьми. Не допускайте, чтобы собака каждого входящего в ваш дом или двор постороннего человека, а также встреченного на улице воспринимала как друга или, еще хуже, - как врага и боялась его. Такую привычку следует изживать в щенячьем возрасте.

Молодые щенки (до 3-4-месячного возраста) обычно проявляют заинтересованность, доброжелательность к подходящему к дому или ко двору постороннему человеку. Мешать щенку знакомиться с новым человеком не следует: щенок приобретает жизненный опыт. В то же время не позволяйте постороннему играть со щенком, ласкать его. Хорошо, если щенок, подбежав к незнакомому человеку и не встретив с его стороны попыток к более тесному общению, вскоре отойдет в сторону. Это будет вырабатывать у него спокойное, незаинтересованное отношение к посторонним людям.

Щенки, достигшие 3-месячного возраста и старше, уже приобретают черты индивидуального поведения. Значительная их часть не проявляет к посторонним людям особой заинтересованности и тем более радости и становится настороженной. Некоторые щенки даже облаивают входящих, что следует поощрять поглаживанием щенков, восклицанием "Хорошо", но не допуская длительного облаивания.

Некоторые щенки проявляют к входящим посторонним людям элементы трусости, особенно если они допускают резкие движения, шумят и т.п. В таких случаях нужно попросить вошедшего прекратить пугающие щенка действия, успокоить животное поглаживанием, а затем подозвать щенка поближе к вошедшему, чтобы тот убедился, что посторонний человек никакой угрозы для него не представляет.

Из щенка любой породы можно вырастить собаку - хорошего сторожа квартиры и дома. Поэтому, если щенок 3-4-месячного возраста и старше к вошедшему в квартиру или во двор постороннему человеку остается совершенно безразличным, не настораживается и, хуже того, встречает его с радостью, нужно провести несколько занятий по выработке у него правильного поведения.

Попросите вашего знакомого перед входом в квартиру не сильно, но достаточно энергично поскрести по двери. Если щенок насторожится, начнет ворчать или лаять, поощрите его восклицанием "Хорошо" и поглаживанием. Такое поведение щенка в более выраженной степени должно проявиться, когда посторонний человек войдет в квартиру. Если же все эти действия не вызовут желательной реакции, нужно, чтобы он попытался возбудить щенка нерезкими угрожающими действиями (взмах руки, наклон корпуса вперед). После того как щенок насторожится и начнет лаять, посторонний человек должен отступить и, показав, что он "испугался", выйти из квартиры. Хозяину нужно успокоить и поощрить щенка поглаживанием, восклицанием "Хорошо".

Все действия постороннего человека по отношению к щенку должны быть не очень резкими, умеренными, не пугающими щенка. Достаточно проявления щенком умеренной защитно-оборонительной реакции, но ни в коем случае не трусости. Не нужно, чтобы щенок хватал человека зубами и проявлял сильную возбужденность, это будет способствовать нежелательной выработке в щенячьем возрасте злобности.

Ни в коем случае не пытайтесь вызвать у щенка настороженность и активно-оборонительную реакцию с помощью переодевания в одежду соседей и воздействия на щенка угрожающими действиями: по вашему запаху и другим индивидуальным особенностям щенок быстро вас "разоблачит", и вы поставите своего воспитанника перед трудной, вредной для его правильного воспитания задачей.

Щенки вследствие свойственного своему возрасту недостаточного физического развития и неполной сформированности поведенческих реакций зачастую, особенно в возрасте 3-5 месяцев, проявляют на резкие внешние раздражители (посторонних людей, животных, транспортные средства) оборонительную реакцию в пассивной форме. Особенно если с ними редко гуляют, мало их знакомят с окружающей внешней средой. В таком случае они отступают от раздражителя или пугаются, стараясь спрятаться. Такая реакция безусловно нежелательна и нужно успокоить щенка, отвлечь его игрой, лакомством. Но такое поведение еще не означает, что щенок останется навсегда трусливым, и не должно вас пугать. Как правило, это не проявление врожденной, не поддающейся исправлению пассивно-оборонительной реакции, обусловленной слабым типом высшей нервной деятельности (ВНД), а естественная реакция на незнакомый внешний резкий раздражитель, и на последующих занятиях она заменится оборонительной реакцией в активной форме. Если же, несмотря на неоднократные настойчивые ваши попытки, пассивно-оборонительная реакция на резкие внешние раздражители у щенка будет сохраняться, то в ее проявлении нужно искать не только недостаточность предыдущего воспитания, но и вполне вероятную нежелательную врожденную наследственность.

Необходима продуманная ежедневная работа по воспитанию щенка, работа терпеливая, настойчивая, целеустремленная. В результате щенок должен усвоить, за какие действия его поощрят, а за какие накажут. В первом случае он может ожидать от хозяина лакомство и восклицание "Хорошо", а во втором наказание, вплоть до легких, но чувствительных ударов. Напомним, что удары, пусть даже и легкие, должны применяться к щенкам как крайняя мера, когда другие меры не достигают цели, и к тому же, как правило, только к взрослым щенкам. Неотвратимость воздействия на щенка для прекращения нежелательных действий - главный методический воспитательный стержень. К тому же воздействие должно применяться в период, когда щенок пытается совершить нежелательное действие или немедленно после него с предварительной подачей запрещающей команды "Фу".

Для воспитания и начальной дрессировки щенка необходим следующий инвентарь: шлейка, ошейник, поводок короткий, поводок длинный, апортировочные предметы, газета, сумка для лакомства, сумка для инвентаря.


Воспитание и начальная дрессировка щенка в возрасте 1-3 месяцев


В этот период щенка приучаются к хозяину и членам его семьи, кормлению, своему месту, чистке и мытью, чистоплотности, кличке, шлейке и поводку, подходу к хозяину (команда "Ко мне"), отходу от хозяина (команда "Гуляй"), прекращению нежелательных действий (команда "Фу"), играм с хозяином и сверстниками, раздражителями внешней среды (прогулки).

У щенков этого возраста легко вырабатываются положительные навыки, связанные с какой-либо деятельностью, и трудно вырабатываются навыки на основе тормозных реакций.

Для выработки необходимых навыков широко используют корм (лакомство).

К хозяину и членам его семьи щенок привыкает в процессе постоянного общения с ними. Если к щенку цвергшнауцера относятся заботливо, доброжелательно, не допускают каких-либо действий, вызывающих боль или пугливость, то между ним и окружающими людьми устанавливаются и укрепляются хорошие взаимоотношения, которые среди собаководов принято называть хорошим контактом. Важно, чтобы наиболее прочно контакт устанавливался между щенком и его хозяином. Это залог успешного воспитания щенка и эффективной начальной его дрессировки. Поэтому основную работу по содержанию щенка должен выполнять его хозяин, а остальные члены семьи могут привлекаться к уходу за щенком лишь в случаях крайней необходимости (болезнь хозяина и др.). Если маленький питомец при вашем появлении подбегает и ласкается к вам, нередко подпрыгивает и беззлобно лает, сопровождает вас по квартире или во дворе, стремится затеять игру, а в случае вашего ухода проявляет беспокойство, нередко ищет вас, иногда скулит, ожидает возле дверей, значит, контакт установлен.

Регулярный прием корма и воды - жизненно важная потребность - не требует специального приучения. К тому же ко дню отъема щенка от матери и передачи другому владельцу он бывает хорошо приучен к разнообразному корму. Важно щенка поить и кормить регулярно, в одно и то же время и соблюдать полноценность суточного рациона, следуя научно обоснованным рекомендациям.

Как недокорм, так и перекорм щенка недопустимы. В первом случае он приведет к отставанию в росте и развитии, а во втором - нарушит нормальный процесс пищеварения, ухудшит аппетит, спровоцирует ожирение.

К своему месту щенка начинают приучать с первых дней появления его в доме. Это место, на котором должен иметься коврик (половичок), предназначено для отдыха щенка, а также для временного его размещения в случаях, когда щенок мешает людям (уборка помещения, прием пищи и др.).

Каждый раз, когда щенок, насытившись или наигравшись, начнет укладываться где-либо на отдых, возьмите его на руки, отнесите к месту отдыха и после команды "Место" положите на коврик, повторите команду "Место" и погладьте. В первое время щенок, как правило, попытается подняться и убежать. В таком случае, удерживая щенка на подстилке, повторите команду "Место", погладьте его и, как только он успокоится, поощрите его восклицанием "Хорошо", поглаживанием и лакомством, затем отойдите. Если щенок уснет, на этом упражнение закончите, если же он вскоре покинет свое место и попытается улечься где-либо в другом месте, упреждение следует повторить. В течение дня упражнение повторяйте 3-4 раза.

По такой методике приучайте щенка уходить по команде "Место" в случаях, если он во время приема людьми пищи будет попрошайничать или во время уборки квартиры станет гоняться за веником, пылесосом и др.

Учтите, щенка сравнительно легко приучить к выполнению команды "Место", когда он сыт или устал, и значительно труднее, когда он возбужден запахом пищи у стола или движущимся по полу веником или пылесосом. В первом случае навыки легко вырабатываются уже у молодых, 1-2-месячных щенков, а во втором - у щенков, достигших 3-4-месячного возраста и старше.

К чистке и мытью щенка приучают с раннего возраста, когда он отнят от матери и содержится в доме или во дворе. Какой-либо сложности в выработке навыков спокойного отношения к чистке не возникает, если к ней приучают осторожно, не причиняя щенку боли и не пугая его. В таком случае чистка станет для щенка источником приятных ощущений и он будет каждый раз с радостью подбегать к хозяину, как только увидит в его руке щетку и гребень. Это в равной степени относится и к приучению щенка к мытью. Нужно лишь внимательно следить за температурой воды, особенно если она берется непосредственно из шланга со смесителем. Бывают случаи, когда теплая вода внезапно заменяется горячей и щенок получает ожог. После этого в течение многих дней один шум вытекающей из шланга воды будет вызывать у щенка испуг и активное сопротивление мытью. Использовать для мытья щенков воду непосредственно из шлангов с такими смесителями нельзя.

К чистоплотности щенка приучают с первого дня его появления в доме,- щенок постепенно привыкает сдерживать себя и проситься на выгул.

К кличке щенок привыкает быстро, в течение трех-четырех дней. Кличку произносят, когда обращаются к щенку во время ухода, кормления, воспитания, начальной дрессировки, словом, повседневно и ежечасно. Поэтому отнеситесь к выбору клички с полным вниманием и серьезностью.

Кличка должна соответствовать полу щенка и быть короткой, простой, легко произносимой и благозвучной. Нельзя присваивать клички с использованием человеческих имен, воинских званий, наименований государств, национальностей, названий городов и тем более святынь. Хорошо, если кличка вызывает в собаке симпатию, и недопустимы клички, порочащие животное. По нашему мнению, ничем не оправдано распространившееся в последние годы увлечение кличками иностранного происхождения, особенно сложными, труднопроизносимыми.

Для приучения щенка к кличке периодически в течение дня четко и достаточно громко произносите ее и, как только щенок обратит на это внимание, немедленно поощрите его поглаживанием и лакомством, повторяя кличку. Кроме того, используйте каждое кормление. Перед кормлением возьмите кормушку с кормом, произнесите кличку и после реакции щенка немедленно поставьте кормушку на место и покормите его. Во время кормления повторите кличку 1-2 раза.

Особенно важно выработать у щенка способность немедленно реагировать на кличку, когда он чем-либо отвлекся, например игрушками, глоданием кости, наблюдением за птицей и др. Для этого перед каждым кормлением щенка дождитесь и, когда он обратит внимание, поставьте кормушку с кормом и накормите его. Не забудьте повторить кличку во время кормления 1-2 раза.

После того как щенок станет реагировать на свою кличку, для закрепления выработанного навыка ежедневно поощряйте щенка поглаживанием и лакомством всякий раз, когда он будет обращать внимание на произнесенную вами кличку, но постепенно сокращайте число поощрений. В дальнейшем к поощрению, особенно лакомством, прибегайте изредка, как правило, в том случае, если щенок перестанет четко и безотказно реагировать на свою кличку.

К шлейке и поводку приучайте щенка с 2-2,5-месячного возраста. Подберите соответствующую шлейку и подгоните ее к щенку так, чтобы она на нем не болталась и в то же время не затрудняла его движений. После этого осторожно, но достаточно быстро наденьте на щенка шлейку. Если щенок беспокоится и пытается освободиться от нее, успокойте малыша поглаживанием, отвлеките его игрой, короткой пробежкой. Если это не поможет и щенок по-прежнему будет сильно беспокоиться, снимите шлейку и предоставьте ему возможность побыть в свободном состоянии, побегать, а затем снова наденьте шлейку. В течение дня упражнение повторите 3-4 раза.

Когда щенок станет спокойно вести себя с надетой на него шлейкой, во время прогулки быстро и по возможности незаметно для щенка пристегните к шлейке короткий легкий поводок (из тесьмы, тонкой веревки) и опустите его на землю. После 3-5-минутной прогулки возьмите поводок в левую руку и, слегка натянув его, продолжите прогулку. Каждый раз, когда щенок будет сильно тянуть поводок, ослабляйте его натяжение и продолжайте прогулку. В течение дня упражнение повторите 4-5 раз. Поводок предназначен для удержания щенка и управления им во время выгула и прогулок.

В дальнейшем он применяется также при выработке навыков на различные команды ("Сидеть", "Лежать" и др.). Нужно, чтобы он вызывал у щенка только благожелательное отношение. Обычно так и бывает. Стоит вам только взять поводок, как щенок начнет вокруг вас бегать, подпрыгивать и проявлять другие признаки радости. Поэтому не правы те, кто использует поводок для наказания щенка, благо он всегда под рукой. Для наказания щенка надо пользоваться прутиком или газеткой и прибегать к нему в случаях крайней необходимости, когда другие меры воспитания не достигают поставленной вами цели.

Если же вы начнете стегать щенка поводком, пусть даже слегка, он станет его бояться. При систематическом злоупотреблении поводком щенки начинают убегать и прятаться от хозяев каждый раз, как только они берут поводок в руки. В то же время нельзя превращать поводок в игрушку, как это нередко делают многие собаководы. Недопустимо, чтобы щенок во время прогулки, играя с поводком, грыз его и тянул к себе. В таком случае поводок теряет свое предназначение как инструмент, дисциплинирующий щенка, особенно на прогулках. При соблюдении правильной методики щенок быстро привыкает к шлейке и поводку.

Подходить к хозяину по команде "Ко мне" щенка приучают возможно раньше, сразу же после установления с ним хорошего контакта и приучения его к месту и кличке.

Этот навык имеет для владельца щенка и взрослой собаки огромное значение, и к его выработке следует отнестись с особым вниманием. Поясним на примере. Во время прогулки со щенком без поводка, как бы вы внимательно не следили за ним, он будет периодически теряться из вашего поля зрения. Особенно часто это происходит в местах, покрытых густым кустарником, или при наличии разрушенных строений. Обычно щенок следит за вами и далеко не удаляется. Но вот он нашел выброшенную кость, рыбью голову, жука и др. и так ими увлекся, что весь окружающий мир, в том числе и вы, перестал для него существовать. Проходит некоторое время, начинает темнеть, а ваш четвероногий любимец как сквозь землю провалился. Вы настойчиво ищете щенка, неоднократно повторяете его кличку, но все безрезультатно. Тревога и досада одолевают вас, вы расширяете круг поиска, но все напрасно. А ваш щенок в это время лежит недалеко от вас, где-либо под густым кустом или поваленным забором, и не в силах оторваться от поглотившего все его внимание предмета. Наконец щенок найден или сам выйдет из своего укрытия, и словесный укор, а то и удар со стороны вконец разозлившегося владельца обрушивается на него.

Вот почему нужно добиваться, чтобы щенок, куда бы он от вас не запропастился, чем бы он не отвлекся, по команде "Ко мне" немедленно подбегал к вам. Именно подбегал, выполнял команду в темпе, энергично. Конечно, сразу этого достигнуть нельзя, особенно от молодого животного. Ведь щенку, которого командой "Ко мне" заставляют отказаться от кости или ползущего жука и идти к хозяину, приходится преодолевать могучие инстинкты. Поэтому на первых порах достаточно, если щенок по команде "Ко мне", нередко повторной, оставит свое увлечение и пусть медленно, но направится к хозяину. Часто он это будет делать медленно, явно неохотно, но постепенно, после многократных упражнений и увеличения возраста, станет подходить к хозяину быстрее. Не стремитесь форсировать выполнение команды "Ко мне" и предъявлять к щенку непосильные требования. Ведь вам уже известно, что сильный раздражитель, например появившаяся возле собаки кошка или выстрел, способен вызвать в коре больших полушарий головного мозга обширный очаг возбуждения, который может распространяться на другие участки мозга и затормозить проявление условных рефлексов. Таким сильным раздражителем является для щенка и найденная кость или ползущий жук.

Для выработки четко выраженного, устойчивого навыка на команду "Ко мне" от вас потребуются терпение, настойчивость и упорство. Щенок, а впоследствии и выросший из него взрослый цвергшнауцер, не овладевшие данным навыком, принесут вам много хлопот, неприятностей, а порой и отчаяние.

Недостаточно выученные собаки будут часто во время прогулок теряться, а могут потеряться и навсегда. Особенно велика такая угроза в сезон течки у сук, так как сдерживание проявлений половых инстинктов у собак со стороны человека, в том числе и хозяина, весьма затруднительно.

Добиться от собаки безотказности и четкости выполнения команды "Ко мне" можно в том случае, если эта команда будет восприниматься как сигнал последующего поощрения, сопровождаемого приятными ощущениями (игра, восклицание "Хорошо", лакомство). Поэтому вначале приучайте щенка выполнять команду "Ко мне", с помощью корма (лакомства). Приступая к кормлению, возьмите кормушку с кормом, произнесите кличку и, как только щенок обратит внимание, подайте команду "Ко мне", и когда он подбежит, поощрите его восклицанием "Хорошо", поглаживанием и дачей корма. Так поступайте перед началом каждого кормления. При первых упражнениях подзывайте к себе щенка, находящегося с вами в одной комнате и наблюдающего за вами, а в дальнейшем делайте это, когда он будет находиться в другой комнате, в коридоре или будет чем-либо занят (игрушкой и др.). Тем самым вы последуете принципу от простого - к сложному.

После 4-5 дней занятий приступайте к отработке команды "Ко мне" с выходом со щенком из дома. Когда щенок во время прогулки удалится от вас на 7-8 шагов, произнесите кличку щенка и, лишь он обратит на это внимание, подайте команду "Ко мне". Как только щенок к вам подбежит или подойдет, поощрите его восклицанием "Хорошо", поглаживанием и лакомством. В течение одной прогулки упражнение повторите 4-5 раз.

Нередко, особенно в первые дни занятий, щенок на свою кличку и команду "Ко мне" может не реагировать. В таком случае повторите кличку вашего цвергшнауцера более громко и, когда щенок обратит внимание, - более громко и в более повелительном тоне подайте команду "Ко мне", но ни в коем случае не выкрикивайте. Затем покажите щенку в своей руке лакомство, и если это на щенка не подействует, то, назвав кличку, немного отбегите в сторону или низко присядьте. Как правило, такое действие вызовет у щенка повышенный интерес и он к вам подбежит. Немедленно поощрите его восклицанием "Хорошо", оглаживанием и лакомством. Используйте отбегание в сторону и приседание также в том случае, если щенок по команде "Ко мне" будет к вам подходить, но в замедленном темпе.

Встречаются щенки, которые, несмотря на все ваши старания, будут плохо выполнять команду "Ко мне" или вовсе отказываться от ее выполнения. В таком случае прибегать к методу принуждения, хотя этот метод для щенков нежелателен. Использовать его следует весьма осторожно и лишь для более взрослых щенков. Возьмите щенка на длинный поводок и, когда он от вас удалится, произнесите кличку и подайте команду "Ко мне", вслед за чем осторожным периодическим натяжением поводка медленно подтягивайте щенка к себе, повторяя команду 2-3 раза. Стремитесь не причинять щенку какой-либо боли. Как только щенок к вам приблизится, поощрите его восклицанием "Хорошо", поглаживанием и лакомством.

Повторяя упражнения, как в квартире, так и вне ее, постепенно усложняйте дрессировку. Периодически подавайте команду "Ко мне" без предварительного привлечения к себе внимания щенка произнесением клички. Подавайте эту команду, когда щенок чем-либо увлекся и скрылся от вас. Постепенно увеличивайте расстояние между вами и щенком в момент подачи команды "Ко мне". Но не злоупотребляйте усложнениями, непосильными для щенка. Помните, что подходы должны повышаться постепенно, по мере выработки первоначальных навыков и увеличения возраста щенка.

К отходу от хозяина по команде "Гуляй" щенка приучают после того, как он приучен выполнять команду "Ко мне". Во время прогулки отстегните поводок, подайте команду "Гуляй" и небольшой пробежкой увлеките за собой щенка так, чтобы он выбежал вперед. После того как щенок немного погуляет, подзовите его к себе и поощрите поглаживанием и лакомством. В дальнейшем, подав команду "Гуляй", сокращайте пробежку, а в последующем посылайте щенка вперед, упражнение повторяйте 4-5 раз.

По мере выработки первоначальных навыков упражнение усложняйте. Посылайте щенка гулять все дальше от себя, увеличивайте пребывание щенка в свободном состоянии, но не злоупотребляйте усложнениями.

К прекращению нежелательных действий по команде "Фу" щенка приучают осторожно, чтобы не затормаживать его активность, естественное стремление побегать, порезвиться и поиграть. Помните, что до 2,5-3-месячного возраста у щенка легко вырабатываются положительные навыки, связанные с какой-либо деятельностью, например на команду "Ко мне", "Гуляй", но еще трудно вырабатываются тормозные реакции.

Поэтому в возрасте 1-3 месяца прибегать для прекращения нежелательных действий к механическим воздействиям (удары прутиком и др.) недопустимо. Основным методом отучения щенка от дурных поступков должен стать метод отвлечения щенка от нежелательных действий, переключения его внимания и деятельность на другое занятие. Например, если щенок, увлекшись игрой, схватит зубами тапочку или штору, нужно немедленно отвлечь его от этого, назвав его кличку и бросив на пол любимую игрушку. Как правило, щенок оставит тапочку или штору и бросится за движущейся игрушкой. Для отвлечения щенка от нежелательных действий можно также произнести его кличку, подать команду "Ко мне" и для повышения заинтересованности показать в руке лакомство. Как только щенок к вам подбежит, поиграйте с ним 15-20 секунд, затем поощрите лакомством. Делать это следует не ранее, чем ваш питомец бросит тапочку или штору и подбежит к вам. В противном случае щенок "подумает", что поощрен за игру шторой или тапочкой.

Такими методами следует отучать щенка и от других нежелательных действий. Прибегать к наказанию щенков в возрасте 1-3 месяцев нельзя. Исключением из этого правила могут стать лишь случаи, когда неоднократные попытки отвлечения щенка от нежелательных действий остаются безрезультатными. Тогда в порядке исключения следует нанести щенку по спине легкий удар прутиком или газеткой и одновременно подать запрещающую команду "Фу". Такие действия нужно производить сразу же, как только щенок попытается совершить нежелательный поступок, или в начале его, и только со щенками 2,5-3-месячного возраста.

К играм с хозяином щенка приучают через несколько дней после того, как он привыкнет к окружающей обстановке и к своему хозяину. Для игры используются игрушки, периодически бросаемые на пол или на землю, короткие пробежки, игра в прятки и др. Игры с хозяином должны в возможно большей степени компенсировать игры с однопометниками, с которыми он разлучен. По возможности старайтесь имитировать действия других щенков во время игры. Опрокидывание щенка на спину, кувыркание и др. Но все это надо делать осторожно, не причиняя щенку боли, и непродолжительное время. Очень полезно периодически имитировать во время борьбы победу щенка над хозяином. Это будет способствовать выработке смелости, настойчивости, инициативы.

Могут играть со щенком и другие члены семьи, в том числе и дети, но тоже осторожно и непродолжительное время, чтобы не переутомлять щенка. Нельзя превращать щенка в живую игрушку, что особенно часто наблюдается, когда к играм допускаются дети. В таком случае неизбежны сильное переутомление щенка и ухудшение аппетита. Основным партнером в играх со щенком должен быть его хозяин, что способствует выработке между ними хорошего контакта.

К играм щенка со сверстниками прибегают при наличии такой возможности. Это очень полезное многоплановое упражнение как для физического развития, так и для воспитания щенка. Никакие другие игры не могут в полной мере заменить игры со сверстниками. Непременными условиями здесь должны быть здоровье щенков, приблизительно одинаковый их возраст и физическое развитие, проведение таких игр под вашим наблюдением.

Регулируйте продолжительность игр, увеличивая ее постепенно. Следите за тем, чтобы на участках, где играют щенки, не было режущих и колющих предметов. После каждой игры отводите щенка в будку при содержании во дворе или к месту отдыха при содержании в квартире и по команде "Место" укладывайте его на отдых.

К ознакомлению с раздражителями внешней среды (прогулкам) щенка приучают после того, как он привык к хозяину и между ним и владельцем установился хороший контакт.

Гулять с 1-3-месячными щенками нужно очень осторожно: по физическому развитию и состоянию высшей нервной деятельности (ВНД) они еще недостаточно сформировались и окрепли и повышенные нагрузки для них непосильны. Не забывайте, что прогулки предназначены не только для физического развития и укрепления здоровья щенка, что, конечно, очень важно, но и для приобретения жизненного опыта, приспособления к постоянно изменяющимся условиям внешней среды, выработки нормальной реакции на различные, в том числе и сильные, внешние раздражители (посторонние люди, животные, транспортные средства и др.). Поэтому во время прогулки со щенком на шлейке и поводке периодически останавливайтесь, предоставляйте ему возможность ознакомится с встречаемыми на маршруте предметами, обнюхать их и др.

Каждый раз, когда щенок чего-либо испугается, успокойте его поглаживанием, отвлеките от этого объекта, прогуляйте и снова подведите, чтобы он убедился в отсутствие какой-либо опасности. Для отвлечения и успокоения периодически используйте лакомство. В спокойных местах, где щенку ничто не угрожает, отстегивайте поводок и предоставляйте ему возможность походить и побегать на свободе. Свобода, пусть даже кратковременная, способствует выработке у щенка инициативы в ознакомлении с окружающими предметами и их запахами, их дифференцировании (распознавании, различении), способности спокойного правильного реагирования на различные раздражители, уклоняться от опасности и др. В то же время не ослабляйте своего внимания к щенку и окружающей обстановке, своевременно берите щенка на поводок, если появится автомашина и другая опасность.

Не переутомляйте щенка длительными, непосильными для него прогулками, не доводите до такого состояния, когда щенок станет безучастным, незаинтересованным в ознакомлении с окружающими предметами. Особенно следите, чтобы щенок не выходил из вашего поля зрения, так как в любой момент может потребоваться ваша помощь.

Воспитание и начальная дрессировка щенка в возрасте 3-6 месяцев

В этот период продолжается приучение к чистоплотности, кличке, выполнению команд "Место", "Ко мне", "Гуляй", "Фу", играм с хозяином и сверстниками и к раздражителям внешней среды (прогулки). Щенка приучают к ошейнику и поводку, наморднику. Приступают к отработке команд "Рядом", "Сидеть", "Лежать", "Стоять", "Покажи зубы", "Апорт". Ваш цвергшнауцер учится движению по лестнице, преодолению невысоких препятствий, движению в населенных пунктах, перевозке в транспортных средствах и выдержке.

В отличие от 1-3-месячных животных, выработка необходимых навыков у щенков 3-6 месяцев достигается в процессе той или иной деятельности не только при помощи корма (лакомства), но и механических воздействий (нажим ладонью, легкие натяжения и рывки поводком и др.). Корм (лакомство), как правило, используется для поощрения за выполнение команды.

К соблюдению чистоплотности щенками данного возраста предъявляются повышенные требования. Обычно к 3-месячному возрасту щенок привыкает своевременно проситься на выгул, но случаи "невыдержки" проявляются еще довольно часто. Увлекшись игрой или каким-либо другим занятием, он еще не может своевременно среагировать на сигналы, получаемые из организма о переполнении мочевого пузыря и прямой кишки. Поэтому необходимо регулярно и своевременно выгуливать щенка. Учтите, что собаки, в том числе и щенки, не могут освободиться от мочи в один прием и делают это при каждом выгуле несколько раз.

Лучше всего выводить щенка, не дожидаясь, когда он сам попросится. Если же щенок начнет беспокоится, тут же не мешкая выводите его. Обращайте особое внимание на качество корма. Недоброкачественные продукты, несвежий корм могут вызвать нарушения пищеварения и в этом случае избежать нечистоплотности со стороны щенка вам не удастся.

К своей кличке щенок хорошо привыкает к 3-месячному возрасту, и в дальнейшем этот навык требует лишь закрепления и совершенствования. С этой целью периодически поощряйте щенка, когда он реагирует на свою кличку и обращает на вас внимание. Но поощрение лакомством производите все реже и заменяйте восклицанием "Хорошо" и поглаживанием. Когда же навык своевременного реагирования щенка на кличку достаточно выработан, необходимость и в таких поощрениях постепенно отпадает: они вполне заменяются удовольствием, испытываемым щенком от выполнения последующих упражнений (занятий). Например, после того как щенок среагирует на кличку и обратит внимание на хозяина, тот берет его на поводок и выводит на прогулку, что является для щенка большим поощрением.

С сайта http://dalertis.ru


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB